WhatsApp Image 2023-08-21 at 15.13.08

НапоКой или нет? Сохраним ли мы крупнейший памятник Верхневолжского культового зодчества?

Хочу Вам рассказать про потрясающую церковь в селе Кой — Церковь Троицы Живоначальной. У меня столько информации, которой мне хочется поделиться с Вами, что я решила написать две статьи.

Позже, в XIX веке, на средства помещиков Пономаревых возвели колокольню. В этот период собор подвергся значительным изменениям: частично заложили галереи,  в нижних пролетах появились трехчастные окна по типу серлиан, украшенные лепниной, на основном четверике тоже появилась лепнина, а углы карнизов украсили деревянными резными капителями.

7-ми ярусный великолепный золоченый иконостас и росписи появились в 3й четверти XIX века, но основная часть росписей датируются концом XIX века.

В начале XX века церковь ждал масштабный ремонт: в объеме нижнего храма появилась лепнина, новый иконостас, заново выполнена роспись; верхнюю часть колокольни обшили железом, верхняя часть четверика храма так же была обшита железом и по металлу была сделана цветная роспись со сценами из святого писания, но, увы, эта роспись до нас не дошла.

Годы шли, политика новой власти после революции 17-го года была оторвать народ от Православной Веры, переделать человека на новый лад, заставить поверить его в принципы построения коммунистического общества.

Репрессии и гонения затронули не только зажиточных крестьян — те кто своим трудом добивался благоденствия, но в первую очередь была направлена на идеологического старорежимного врага — Церковь.

С самых первых дней установления новой власти, у церкви были отняты права на регистрацию браков, рождения и смерти, затем были реквизированы все церковные ценности. Спустя несколько лет начались разрушения и самих церквей, а священнослужители подвергались различным гонениям — от запрета выполнять свои обязанности до реальных сроков.

Не избежала этой участи и церковь в Койской волости. Всё ценное из церковной утвари было изъято, священник Морошкин был отправлен по надуманной статье в лагерь на несколько лет, а огромный колокол весом более 8000 кг был сброшен с колокольни и отправлен на переплавку.

Последний священник храма — Ильинский Виктор Николаевич был осужден на несколько лет, а позже, в 1937 году, был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян Тройкой НКВД в г. Калинин. В 1989 году полностью посмертно реабилитирован, а в 2000 году причислен к лику Священномучеников РПЦ. В данный момент Фонд разыскивает какие-либо сведения о нем, для увековечивания памяти и написания иконы.

Несмотря на внешнее сильное давление и пропаганду, храм после его фактического закрытия перед войной сохранял свою привлекательность и антураж. Этому способствовали — охраняли от разорения и дальнейшего разграбления местные богомольные жители, был создан так называемый комитет двадцатки — 20 членов церковной общины продолжали убираться и поддерживать порядок в храме.

Лишь вначале 70-х годов прошлого столетия, когда умер последний из двадцатки, храм был отдан на разграбление. Большой урон нанесли ему пришлые рабочие, которые тянули недалеко газовую магистраль, да и местные жители тоже постарались на славу — мародерство процветало с молчаливого согласия властей. Так был разорен фамильный склеп дворян Пономаревых, а гроб Михаила Александровича Пономарева, одного из владельцев поместья, предводителя Кашинского дворянства был вскрыт, все ценности, включая перстень и золотые зубы вырваны.

В 1980х годах было принято решение о реставрации церкви, выделили немалые деньги, которых явно бы хватило минимум на консервацию, но деньги куда-то исчезли..

Мы подъехали к Троицкой церкви в самый разгар дня, остановились у ворот и давай пробираться через огромные сугробы. По колено в снегу мы обошли церковь, поняли, что внутрь нам попасть не судьба, решили, что отснимем церковь снаружи и поедем дальше, ведь запланированных мест у нас ещё очень много.

Как оказалось, через сугробы мы пробирались очень зря, с другой стороны церкви был вполне адекватный подход. Но бешеной собаке семь вёрст не крюк.

Пока мы снимали церковь на коптер, к нам подошёл мужчина, спросил откуда мы и не хотим ли попасть в церковь. Конечно же мы довольно закивали и отправились внутрь. В разговоре выяснилось, что Сергей является представителем Софийско-Троицкого Благотворительного Фонда в Тверской области.

Как только мы очутились внутри, дух захватило. Такие масштабы просто лишают дара речи. Этот четырёхстолпный объем, центральная часть которого поднята ступенчатыми арками, подобно древнерусским храмам XV-XVI вв. восхищает — умели же строить, с душой!

Фонд совместно с Бежецкой Епархией проводит неотложные консервационные работы. С поверхности кровли был снят большой слой земли, выкорчеваны сорняковые растения и убран мусор. В короткий срок была произведена замена строительных ферм кровли и сразу же сооружено временное покрытие кровли для просушки сводов и стен. Временной кровлей также укрыли и апсиду Храма.

Фонд взял на себя финансирования комплекса работ по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. За два прошлых года провели историко-архивные и библиографические исследования по строительным и отделочным материалам, сделаны инженерные изыскания, археологические исследования. В скором времени ожидаются важные решения и продолжение процесса консервации и восстановления храма.

Если у Вас есть желание помочь в восстановление, можно отправить смс с фразой СТБФ пробел Сумма (например, чтобы отправить 500 рублей, надо набрать СТБФ 500) на короткий номер 3443.

Ещё можно помочь финансово через форму на сайте https://stbf.ru/

Попрощавшись с Сергеем, и поблагодарив его за замечательную экскурсию, мы пошли к припаркованной машине, но на этом наше знакомство с церковью не закончилась…

Источник: Дзен-канал Твой альтернативный гид