hram-image
 Русский характер: верные люди

Пусть почти всё проиграно в материальном мире, всегда есть последняя надежда – контрнаступление с неба.

Нынешнее состояние храма Троицы Живоначальной в старинном русском селе Кой – символ смятения и разрухи, царящих в сознании многих из нас. Это случилось не сразу. Вначале наши предки сражались отчаянно, но лучше сплоченный и более компетентный враг оказался сильней, а мы только слабели, утрачивая природную сопротивляемость народного организма.

Живую веру выхолащивали…

1. церковным расколом (пик – ноябрь 1666 — август 1667 гг.),
2. упразднением Патриаршества и созданием министерства по делам религии под вывеской «Священный Синод»,
3. омертвением веры в формально и даже принудительно преподаваемом в школах Законе Божием,
4. неосознаваемой апостасией армии (когда временное правительство в 1917 г. отменило обязательное посещение церковных служб на фронте, 90% солдат перестали их посещать)[1],
5. предательством царя Николая II синодалами, [2]
6. добивали антицерковным террором большевиков…

Финал серии этих удачно проведенных спецопераций логически (при параллельном последовательном разрушении традиционной крестьянской общины «элитой», не понимавшей свою страну) не мог закончиться ничем кроме катастрофы… чуть раньше или чуть позже. Мы родились в конце 20 века, когда все было уже проиграно до нас…

Безнадежность ситуации[3], какой она кажется при поверхностном взгляде, не повод для уныния, наоборот – стимул дляодухотворяющей, бессмертнойработы! Над собой, прежде всего, ведь главное восстановитьсначаладорогу к храму в себе, а потом – дай Бог! – общими усилиями и храм в материальном мире.

Сегодня по Храму Троицы Живоначальной ведутся противоаварийные и консервационные работы, установлены строительные леса, апсида Храма укрыта временной кровлей для просушки сводов и сохранения уникальных фресок, проведены комплексные историко-архивные исследования, геодезические, геолого-археологические работы, инженерные изыскания, технологические исследования по строительным и отделочным материалам, разработана научно-проектная документация, поданы заявки на проведение необходимых экспертиз. Идет подготовка к следующему этапу, разрабатываются рабочие чертежи.

Приглашаем войти в круг единомышленников и внести свой вклад в сохранение неповторимого исторического памятника федерального значения – Храма Троицы Живоначальной.

Будем рады Вашим предложениям, идеям, отзывам, информационной поддержке, а также любому посильному пожертвованию, которое можно сделать на сайте Софийско-Троицкого Благотворительного Фонда www.stbf.ru или по реквизитам Фонда.

Приглашаем волонтеров на работы по восстановлению церкви.

В дальнейшем, благодаря восстановлению Храма как духовной опоры для жителей села и реализации проекта «Арт-деревня Кой», планируется поэтапное создание социально-значимой инфраструктуры, восстановление дорог, нового внутрироссийского туристического маршрута паломнического, событийного, гастрономического, эко-туризма.

В 2021 году проект получил поддержку и частичное финансирование Министерства Культуры РФ и грант Президентского Фонда Культурных Инициатив.

Фотографии храма см. в разделе «Галерея».

Путь к просветлению легче пройти вместе, присоединяйтесь!

***

Примечание

[1] «Показательны отчеты армейского духовенства о том, что после освобождения Временным правительством от обязательного исполнения обрядов и таинств церкви (по декрету о свободе совести) процент солдат, записанных православными и соблюдавших таинство причащения, сократился со 100 % в 1916 году до менее 10 % в 1917 году».

Поспеловский Д. В.«Русская православная церковь в XX веке»

[2]Бабкин М. А. «Российское духовенство и свержение Монархии в 1917 году» М.; «Индрик», 2006 г.

Видео «Заговор архиереев. Как священноначалие предало царя в 1917 году» М. А. Бабкин.

[3]Кто и зачем согнул главный крест на церкви в Тверской глубинке?

Историческая справка

Строительство двухэтажной церкви в селе Кой Углического уезда Петербургской губернии началось в 1721 году и продолжалось десять лет. Работы, возглавляемые московскими мастерами-камещиками, велись на средства владельцев поместья Нелединских-Мелецких и местной общины. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского стал также памятником ратным успехам России в Северной войне 1700-1721 гг. (над возведением храма трудились и побежденные шведы). Столпообразная пятиярусная колокольня со шпилем и двухэтажная паперть с трехмаршевой лестницей были перестроены в 1815-1820 гг.

Постепенно вокруг Троицкой церкви возник архитектурный ансамбль, включавший кладбищенскую церковь Иоанна Богослова (1833), Александровскую часовню (1882-1885), крестильный дом и духовное училище, а также больницу и два дома причта (все здания сер. XIX в.), около 20 торговых лавков в двух рядах (1870-е), доход от аренды которых шел в пользу причта, дом управляющего заводом (сер. XIX в.) и крестьянские дома (кон. XIX – нач. ХХ вв.). Церковь окружала ограда с угловыми башнями, воротами, сторожкой и амбаром (сер. XIX в.). Всего к началу прошлого столетия в селе было четыре храма. Здесь окормляли прихожан поколения Куницыных, Морошкиных, Ильинских и других местных священно- и церковнослужителей.  Последний священник Троицкой церкви Виктор Николаевич Ильинский (1872-1937) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания. Память священномученика Виктора (Ильинского) празднуется 27 ноября.

В 1930 гг. церковь Живоначальной Троицы, в приход которой входили еще шестнадцать местных деревень (Болково, Елупово, Почап, Лбово, Колыжино, Белораменье, Бабаево, Михали, Старово, Лемехово, Усаты, Яругино, Фоминское, Корино, Колачево, Гриднево), и другие храмы села Кой были закрыты, постепенно ветшали и, несмотря на старания т.н. комитета двадцатки – 20 членов церковной общины, через несколько десятилетий оказались полностью разорены. В 1980 гг. благодаря работе архитектора С. А. Никольского нескольким местным старинным постройкам присвоили официальный статус памятников архитектуры. Тогда же на местном уровне принимались решения о восстановлении церкви Живоначальной Троицы, но для сохранения и консервации здания так ничего и не было сделано.